При освещении музеев выделяют общее освещение залов и акцентированное освещение экспонатов. Норма освещения залов - 200 лк. При освещении картин необходимо построить освещение таким образом, чтобы картина не бликовала. Для уменьшения (ликвидации) бликов используют светильники (прожектора) с ассиметричным отражателем («кососвет»).
Второй важный момент – лампы используемые для освещения картины должны обладать максимальной цветопередачей (например в osram - лампы серии 9хх). Гибкость осветительной системы обеспечивается использованием шинных систем, либо большим количеством стационарных ориентируемых светильников. Одна из важнейших функций музея/выставочного зала – обеспечить сохранность выставляемых экспонатов. Экспонаты (в основном картины), помимо температурных и прочих режимов, могут подвергаться разрушению, в т.ч и от ультрафиолетового излучения.
Главный враг картин – открытый солнечный свет, но и обычные лампы являются источником ультрафиолетового излучения. Ограничение облученности ультрафиолетом в музеях/выставочных залах достигается за счет:
- Использования специальных фильтров, не пропускающих ультрафиолетовое излучение
- Ограничения освещенности (за счет снижения мощности и за счет создания минимально приемлемых условий наблюдения)
- Ограничения времени воздействия излучения на экспонаты. Для картин (акварель, гуашь, ткань) - максимальная освещенность 50 лк, для картин (масло), изделий из слоновой кости - 150 к, для нечувствительных к свету материалов (камень, метал) - 300 лк